Site menu:

Краткое содержание журнала

1968 год
В данном журнале размещены статьи, посвященные историческим событиям в области науки, представлены тесты для знатаков, викторины

Музыка в природе, природа в музыке

Г. Богоявленский

Природа полна звуков нередко очень музыкальных. Целую гамму может создать даже Движение воздуха - от нежного дуновения ветерка до грозного шумного шквала. Мелодию струится по камням быстрый ручей, мерно рокочут морские волны. Грустно отсчитывает «годы» кукушка упоенно свистит и щелкает соловей, свободно льется «между небом и землей» звонкая трель

Известный музыкант Леопольд Стоковский, для которого «звуки обладают своеобразной ритмиче­ской пульсацией и нередко при­обретают значение своеобразной музыки»

относит «к числу са­мых прекрасных слуховых ощущений" звук лодки, скользящей

по гладкой поверхности озера, всплеск весел, звонкие капельки, падающие с них...

Мы знаем, что есть «поющие пески», «поющие камни», «пою­щие пещеры». Писатель Г. Метельский подметил: в Заполярье поют снега. «Миллионы оледе­невших снежинок, подхваченные ветром, звенят, ударяясь о гулкий наст и сталкиваясь между собой. Весной, колеблемые ветром, зве­нят льдинки у берегов озер, буд­то кто-то чокается хрустальными бокалами».

Человек издавна прислушивается к звукам природы, чутким ухом ищет в них музыкальную красо­ту. Самое изобретение музыкаль­ных инструментов было «подска­зано» людям природными явле­ниями. Недаром мифологические боги ветров обычно изображались в виде певцов или музыкантов, для которых ветер служит музы­кальным инструментом или не­посредственно голосом. Эолова арфа, которую с давних времен любили устанавливать на высо­ких открытых местах, подхваты­вает и продолжает в нехитрой мелодии пение ветра. В ведах, этих выразительных гимнах Древней Индии, опоэти­зирована буря и таинственные духи поют «громозвучную побед­ную песнь». В наших народных песнях море в бурю «играет», и в это время из бездны с пением появляются духи. Русалки, оли­цетворяющие в народной поэзии водную стихию, своими песнями и играми завлекают неосто­рожного путника. Сирены, рус­ская сказочная птица сирин, дивным пением заставляют чело­века забывать обо всем. Не только говорят человеческими голосами, но и поют, играют на различных инструментах звери и птицы в народных сказках. В «Слове о полку Игореве» вещий Боян, «творя песнь», растекается «серым волком по земле, сизым орлом по облакы», спускает де­сять соколов на стадо лебедей, «который дотечаше, то преди песнь пояше старому Ярославу». Песни народные полны обраще­ний к соловью-соловушке, к «ле­беди белой», к «ласточке-касаточ­ке», к «соколу ясному», хотя под­час, конечно, принимаются во внимание не одни их певческие способности.

Что музыка действует не только на человека, но и на животных, знали с незапамятных времен. Известно, как реагируют на му­зыку змеи, многие грызуны, пин­гвины и другие, не говоря о до­машних и цирковых животных. Теперь наука уже располагает экспериментальными данными о благотворном воздействии музы­ки на рост и развитие сельскохо­зяйственных растений. Известный русский географ В. П. Семенов-Тян-Шанский счи­тал, что музыка тесно связана с географическим пейзажем, при­чем связь эта двусторонняя: пей­заж влияет на характер музы­кального творчества народов, а

«отдельные их представители при помощи звуков вольно или не­вольно живописуют географиче­ский пейзаж». По его наблюдени­ям, разная степень высоты чело­веческого голоса имет свою «гео­графию». Западные композиторы, посещавшие Россию, поражались обилием среди русских певцов низких голосов — басов-октав и контральто. Замечено, что рус­ский тенор отличается от италь­янского, а итальянское сопрано в свою очередь разнится от французского.

Наблюдается определенная зако­номерность и в территориальном укоренении бытующих у разных народов музыкальных инструмен­тов. В одних странах преоблада­ют и больше ценятся струнные, в других — ударные, в третьих— духовые деревянные или рого­вые, в четвертых — металличе­ские духовые.

[1]23
Оглавление